Часть 2. Соответствие требованиям ПБ и ГОСТ.

Реабилитационная и вспомогательная техника
ИНВАПРОМ стремится создать условия, при которых люди с ограниченными физическими возможностями смогут жить полноценной жизнью.

Мы делаем необходимое доступным.

Задать вопрос
Наши специалисты ответят на любой интересующий вопрос по услуге

В предыдущей части мы рассмотрели основные технические характеристики вертикальных подъемных платформ для инвалидов:

· БК 450, производства компании «ЦРТ Брянск» г. Брянск;

· ПТУ-001, производства компании «КСИ» г. Челябинск;

· Мультилифт, производства компании «Инвапром» г. Москва.

На первый взгляд никаких серьезных недостатков ни один из сравниваемых подъемников не имеет. Но давайте проверим их на соответствие требованиям ПБ (Правила устройства и безопасности эксплуатации платформ подъемных для инвалидов ПБ 10-403-01). ПБ - это документ, устанавливающий требования, которые в ОБЯЗАТЕЛЬНОМ порядке должны быть выполнены производителями подъемного оборудования для инвалидов.

Рассмотрим габаритные размеры грузонесущих устройств подъемных платформ ГОСТ Р 55555-2013 п. 9.2.1.1. Согласно этому пункту  минимальные внутренние размеры пола грузонесущего устройства в плане при использовании подъемной платформы пользователем в кресле-коляске без сопровождающего (ширина х длина) = (800x1250)мм.  Платформы БК 450, Мультилифт – соответствуют, ПТУ-001 – не соответствует.

Пункт ПБ10-403-01 5.8.1.1. гласит: «Движение грузонесущего устройства вверх и вниз должно осуществляться за счет усилия, создаваемого приводом, за исключением случаев использования гидравлического привода, при котором движение грузонесущего устройства вниз может осуществляться за счет массы этого устройства и размещенного на нем груза».

То есть, как и подъем, так и спуск должен управляться двигателем, при этом пункт 5.8.1.5 ПБ предписывает, что «все типы приводов, за исключением гидравлических, должны быть снабжены электромеханическим тормозом».  Иными словами, в случае несоответствия данным требованиям, платформа с сидящим на ней пассажиром при спуске будет находиться в состоянии свободного падения.

Пункт ПБ 5.7.1. Платформа должна быть оснащена ловителями, которые должны при включении обеспечивать ее остановку и удержание при движении вниз с грузом, равным номинальной грузоподъемности.

Не требуется оборудовать платформы подъемные с вертикальным перемещением ловителями в случаях:

а) использования гидравлического привода прямого действия;

б) при использовании самотормозящегося винтового привода.

Рассмотрим, как соответствуют этим правилам сравниваемые подъемники:

Из сравниваемых моделей только две из трех отвечают этим требованиям (МУЛЬТИЛИФТ и БК 450). Движение грузонесущего устройства у этих моделей осуществляется за счет усилия создаваемого приводом.  Используются двигатели с электромеханическим тормозом и тяговый элемент винт-гайка  самотормозящийся (ловителей не надо). В конструкции подъемника ПТУ-001 не предусмотрено никакого электрического механизма опускания или тормоза, за исключением поверхности, на которую приземляется платформа. Последствия такого приземления могут быть крайне опасными для пассажира.  Подъемник ПТУ-001 с цепным приводом –  следовательно, должен иметь ловители, коих не наблюдается в конструкции.

Как видно из фото подъемников ПТУ-001, размещенных на сайте производителя, в конструкции отсутствуют также какие-либо ограничители хода платформы (п. 5.6  ПБ), кромки безопасности (п. 5.10.7.5.3 ПБ), а так же электрические устройства безопасности, наличие которых предписано пунктом № 7.4.3 ПБ 10-403-01. Помимо этого нарушены другие требования п. 7.4. ПБ

И это только часть нарушений, которые бросаются в глаза при первом взгляде на «технику» подобного рода. Стоит также обратить внимание на отсутствие двери в ограждении на посадочной площадке, на  устройство ограждений, на отсутствие вызывных постов на посадочных площадках  и панели управления на грузонесущем устройстве с аварийными кнопками «СТОП», на отсутствие кромок и панелей безопасности (п.4.16), а также перечислить возможные последствия использования этого приспособления. Однако видеоролик, размещенный ниже, сделает это куда лучше.

Что можно сказать про подъемники БК 450 и Мультилифт? Производители этих моделей позаботились о качестве своего оборудования, отсюда и соответствующая цена. Стоимость подъемника для инвалидов начинается от 290 000 р. против 39 999 р. Что касается ПТУ-001: при средней стоимости двигателя для подъемника, равной 23 000 р (апрель 2016 г.), остается только догадываться, из каких комплектующих и как он собран.

Использование некачественного подъемного оборудования опасно для жизни и здоровья пассажира, и если это недостаточный аргумент, давайте разберем, чем же грозит использование низкокачественного оборудования для инвалидов при сдаче его в эксплуатацию.
В следующей статье мы рассмотрим, каким образом сдать подъемник комиссии Ростехнадзора, и какие последствия ожидают владельца подъемника, изготовленного с нарушениями.

Перейти к Части 3. -->